по уголовным делам о наркотиках
+7 (916) 973-28-10
fominm@mail.ru
+7 (495) 623-87-49
г. Москва, Потаповский переулок, дом 14
ст. метро «Чистые пруды», «Китай-город»
>500 | 2001 | 72% | 100% |
дел в нашей практике | год начала работы по делам о наркотиках | дел доведены до положительного результата | гарантия конфиденциальности |
Генеральная прокуратура Российской Федерации
КОНТРОЛЬ И ЗАПИСЬ ПЕРЕГОВОРОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
(научно-методические рекомендации по применению УПК РФ и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»)
В современных условиях борьбы с преступностью, и прежде всего ее организованными формами, в деятельности правоохранительных органов по обнаружению, пресечению, предупреждению преступлений, установлению и изобличению лиц, участвующих в их подготовке и реализации, все большее значение приобретает использование таких мер, как контроль и запись переговоров. Эти меры могут применяться при проведении уполномоченными на то органами оперативно-розыскных мероприятии (ОРМ): прослушивания телефонных переговоров и снятия информации с технических каналов связи, а также в рамках уголовно-процессуальной деятельности следователя. Поскольку они ограничивают конституционное право человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, федеральное законодательство строго регламентирует порядок их применения.
Названные оперативно-розыскные меры предусмотрены п. 10 и 11 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Федерального закона об ОРД). Основания и порядок проведения этих ОРМ регулируются ст. 5, ч. 3 - 9 ч. 3-9 ст. 6, ст. 7, 8 Федерального закона об ОРД в редакции Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 21 февраля 2001». Тем же Законом в УПК РСФСР включена дополнительная ст. 174 1 «Контроль и запись переговоров», впервые предусмотревшая производство таковых в качестве следственного действия при предварительном расследовании преступлений. Практически в той же формулировке она включена в УПК РФ (ст. 186).
В настоящее время накоплен определенный опыт использования результатов прослушивания телефонных переговоров в порядке соответствующих ОРМ по уголовным делам об убийствах, о похищениях людей, взяточничестве и других тяжких и особо тяжких преступлениях. Однако чаще полученные при прослушивании сведения используются следователями в качестве ориентирующей информации для выдвижения версий, производства отдельных следственных действий и неоправданно редко - непосредственно в доказывапии. При этом имеют место случаи, когда доказательства, полученные с использованием результатов ОРМ, признаются судом не имеющими юридической силы в связи с допущенными нарушениями закона: несвоевременным получением решения суда о проведении ОРМ, несоблюдением порядка записей переговоров, хранения, представления следователю их носителей.
Контроль и запись переговоров в порядке производства соответствующего следственного действия пока еще применяются крайне редко. Такая практика только начинает складываться.
Необходимым условием допустимости использования в уголовном деле результатов прослушивания телефонных и иных переговоров, проведенного при осуществлении как оперативно-розыскной деятельности, так и следственного действия, является строгое исполнение требований закона об основаниях и о порядке его производства.
Согласно ч. 2 ст. 23 Конституции РФ ограничение права человека и гражданина на тайну телефонных переговоров, а также тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения. С учетом этого соответствующие требования включены в Федеральный закон об ОРД и в УПКРФ.
Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона об ОРД в случаях, которые не терпят отлагательства н могут привести к совершению тяжкого либо особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, прослушивание телефонных переговоров, как и некоторые другие ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан, могут быть проведены на основании мотивированного постановления органа, осуществляющего ОРД, с обязательным последующим уведомлением суда (судьи) в течение 24-х часов. Не позднее 48 часов с момента начала прослушивания должно быть получено разрешение суда на его проведение.
Необходимо иметь в виду, что и в той ситуации, когда прослушивание прекращается до истечения этого срока, орган, осуществляющий данное оперативно-розыскное мероприятие, обязан направить в суд соответствующее уведомление и получить решение суда, подтверждающее правомочность проведения ОРМ. В противном случае результаты ОРМ не могут быть использованы в качестве основания для принятия уголовно-процессуальных решений и в доказывании по уголовному делу. Предусмотренная Законом максимальная продолжительность прослушивания не может превышать шести месяцев.
Согласно действующему законодательству прослушивание телефонных переговоров до возбуждения уголовного дела допускается только в рамках оперативно-розыскной деятельности. В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные переговоры которого прослушиваются в соответствии с Федеральным законом об ОРД фонограмма и бумажный носитель записи переговоров согласно ч. 5 ст. 8 этого Закона передаются следователю, как там сказано, «для приобщения к уголовному делу в качестве вещественного доказательства». Однако прежде, чем это будет сделано, указанные предметы должны быть осмотрены следователем в порядке, установленном ст. 177 и ч. 7 ст. 186 УПК РФ, и оценены с позиций их относимости и допустимости (ст. 74, 75 УПК РФ).
Если уголовное дело возбуждено органом дознания, последний параллельно с производством по нему неотложных следственных действии вправе самостоятельно продолжать проведение оперативно-розыскных мероприятий, включая прослушивание телефонных переговоров. Однако после направления уголовного дела прокурору для его передачи следователю орган дознания может производить по нему следственные действия н оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. Это относится и к прослушиванию телефонных переговоров. Исключение составляют случаи, когда по делу не обнаружено лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности п качестве подозреваемого или обвиняемого, и на орган дознания возложена обязанность принятия розыскных и оперативно-розыскных действий (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).
Таким образом, по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе производить прослушивание телефонных и иных переговоров в порядке, предусмотренном Федеральным законом об ОРД, только в двух случаях: 1) когда по делу не обнаружено лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности в качестве подозреваемого или обвиняемого; 2) при выполнении указания прокурора и поручения следователя о производстве оперативно-розыскных действий. При этом прокурор и следователь ставят перед указанными органами задачу, которую они должны решить, а выбор конкретных оперативно-розыскных мероприятий, в том числе прослушивания телефонных переговоров, с помощью которых эта задача должна решаться, входит в исключительную компетенцию оперативно-розыскных подразделений соответствующих органов.
Если следователь считает необходимым провести прослушивание, он делает это в порядке, предусмотренном ст. 186 УПК РФ. По общему правилу после принятия следователем уголовного дела к своему производству контроль и запись телефонных и иных переговоров должны производиться именно таким образом.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона об ОРД (в редакции от 21 февраля 2001 г.) прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. При этом до возбуждения уголовного дела фонограммы, полученные в результате прослушивания, должны храниться в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами, а после возбуждения дела, как уже упоминалось выше, - передаваться следователю.
Представление результатов ОРМ, связанных с прослушиванием телефонных и иных переговоров, органу дознания, следователю или в суд осуществляется согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона об ОРД на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. Таковым является Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору и в суд, утвержденная совместным приказом руководителей ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13 мая 1998 г. № 176 /226/ 336/ 201/ 286/ 410/ 56, согласованная с Генеральной прокуратурой РФ и зарегистрированная Министерством юстиции РФ 3 сентября 1998 г., регистрационный номер № 1603.
В соответствии с п. 10 Инструкции представление результатов ОРД включает в себя: а) вынесение руководителем органа, осуществляющего ОРД, постановления о представлении этих результатов; б) при необходимости - постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну; в) оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов соответствующему должностному лицу или органу. В постановлении должны быть подробно перечислены подлежащие направлению конкретные предметы (применительно к прослушиванию переговоров - фонограммы, бумажные носители их записи), указано когда, кем, на основании каких документов проведено прослушивание, когда, кем выносилось судебное решение о его проведении. Требования к содержанию постановления и мерам по защите сведений об органах, осуществляющих ОРД, а также безопасности непосредственных участников ОРМ сформулированы в п. 12-16 Инструкции. Постановление согласно Инструкции подготавливается в одном экземпляре и приобщается к делу оперативного учета или номенклатурному делу.
В орган дознания, следователю, прокурору, в суд результаты ОРД предписано представлять в виде обобщенного официального сообщения (справки-меморандума) или подлинников соответствующих оперативно-служебных документов. Инструкция допускает также представление полученных результатов в копиях, «в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, что обязательно оговаривается в сопроводительных документах (протоколах)».
Однако эти положения Инструкции не соответствуют действующему Закону. Прокурорам и следователям необходимо строго следить за исполнением предписаний новой (от 21 февраля 2001 г.) редакции ст. 5 и 8 Федерального закона об ОРД о порядке хранения фонограмм телефонных и иных переговоров, их обязательной передаче следователю в случае возбуждения уголовного дела. Из текста ст. 8 видно, что передаче подлежат подлинные фонограмма и бумажный носитель записи переговоров, а не их копии, что является одним из обязательных условий использования результатов рассматриваемого ОРМ в доказывании по уголовному делу. При этом важно, чтобы фонограмма и бумажный носитель записи переговоров полностью, а не выборочно были представлены следователю, так как именно он, ознакомившись с содержанием, должен оценить их значимость для уголовного дела.
О соответствии с п. 18 Инструкции следователю должна быть представлена также подтвержденная необходимыми оперативно-служебными документами информация о времени, месте, об обстоятельствах, о технических средствах, типе носителя записи, что необходимо для ее последующего качественного прослушивания и возможного проведения экспертного исследования.
При подготовке к представлению следователю и другим должностным лицам фонограммы и бумажного носителя записи переговоров орган, осуществляющий ОРД, в соответствии с п. 19 Инструкции обязан принять необходимые меры по их сохранности и целостности при пересылке адресату: защите от деформации, размагничивания и проч. Фонограмма должна быть упакована по правилам упаковки вещественных доказательств с печатью органа, ее представившего, и подписью должностного лица.
Необходимым условием использования результатов прослушивания оперативными работниками телефонных и иных переговоров в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела и в доказывании является факт проведения данного ОРМ по постановлению начальника органа и решению суда. Поэтому к уголовному делу должны быть приобщены постановление соответствующего органа о возбуждении перед судом ходатайства о проведении прослушивания и постановление судьи, разрешающее прослушивание. Если прослушивание проводилось по правилам, предусмотренным ч. 3 ст. 8 Федерального закона об ОРД, к делу должна быть приобщена также копия уведомления п суд о начатом прослушивании с указанием времени начала ОРМ и получения судом уведомления.
При возбуждении но результатам рассматриваемого ОРМ уголовного дела поводом для принятия этого процессуального решения в соответствии со ст. 140 и 143 У ПК РФ служит рапорт должностного лица оперативно-розыскного подразделения, осуществляющего прослушивание и обнаружившего при этом признаки преступления. К рапорту должны быть приложены фонограмма и бумажный носитель записи переговоров, содержащие сведения о признаках преступления. Все это подлежит приобщению к материалам уголовного дела.
Согласно ч. 1 ст. 146 УПК РФ при наличии повода и основания, предусмотренного ст. 140 того же Кодекса, уголовное дело о любом преступлении, в том числе тяжком и особо тяжком, предварительное расследование по которому осуществляет следователь, вправе возбудить наряду с прокурором следователь и дознаватель - оба с согласия прокурора. Однако с учетом предписаний ч.2 ст. 41 УПК РФ о запрете возложения полномочии по проведению дознания на «лицо, которое проводило или проводит оперативно-розыскные мероприятия по данному уголовному делу» сотрудник оперативно-розыскного подразделения, проводивший прослушивание переговоров, не вправе сам возбудить уголовное дело, а представляет результаты ОРМ со своим рапортом начальнику органа дознания, прокурору или следователю для решения вопроса о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о передаче представленного материала по подследственности в соответствии со ст. 145 УПК РФ.
В процессе предварительного следствия проведенного в порядке ОРМ результаты прослушивания телефонных и иных переговоров могут быть использованы по уголовному делу в качестве ориентирующей информации при выдвижении версий, выборе методики расследования, тактики проведения допроса и других следственных действий, а также в качестве основания производства следственных действий и непосредственно в доказывании. В двух последних случаях, в отличие от первого, их приобщение к уголовному делу является обязательным.
Предварительно в порядке, предусмотренном ст. 177, ч. 7 ст. 186 УПК РФ, следователь с участием понятых производит осмотр представленных оперативно-розыскными подразделениями предметов (фонограмм и бумажных носителей записи переговоров), а также документов, подтверждающих законность проведения ОРМ, указывающих на то, кем, какие телефоны прослушивались, кому они принадлежат, время, место, условия прослушивания, какие технические средства при этом использовались и проч. В процессе осмотра осуществляется прослушивание фонограммы, что обязательно отражается в протоколе этого следственного действия с описанием технических средств, с помощью которых оно производилось.
Статья 89 УПК РФ запрещает использовать н процессе доказывания результаты ОРД, не отвечающие требованиям, предъявляемым этим Кодексом к доказательствам. Они должны быть проверены и оценены следователем по правилам ст. 87, 88 УПК РФ. Для уточнения обстоятельств, при которых проводилось прослушивание, может быть допрошено осуществлявшее эти действия должностное лицо.
При необходимости установления подлинности фонограммы, отсутствия на ней признаков монтажа, выборочной фиксации, установления лиц, речь которых записана, и других, имеющих значение по уголовному делу данных, она должна быть подвергнута фоноскопическому экспертному исследованию. Рекомендации по этому вопросу можно найти в специальной методической литературе.
С включением в уголовно-процессуальное законодательство нового следственного действия «контроль и запись переговоров» возможности своевременного назначения и использования по уголовному делу результатов прослушивания телефонных и иных переговоров возросли. Реализуя предоставленные ему ст. 186 УПК РФ полномочия, следователь при наличии установленных законом оснований по собственной инициативе решает вопрос о возбуждении перед судом ходатайства о проведении контроля записи переговоров интересующих его лиц. Получив положительное решение суда, он направляет постановление о производстве контроля и записи переговоров в соответствующий орган для исполнения и вправе в любое время истребовать из этого органа фонограмму для осмотра и прослушивания.
В ст. 186 УПК РФ детально регламентированы основания и порядок производства данного следственного действия. Характерно то, что основные требования к контролю и прослушиванию переговоров в виде следственного действия и рассмотренного выше оперативно-розыскного мероприятия совпадают. В обоих случаях такие действия допускаются только по делам о тяжких и об особо тяжких преступлениях на основании судебного решения.
Кроме того, ч. 2 ст. 186 У ПК РФ содержит положение, согласно которому при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, а также близких лиц контроль и запись переговоров в виде следственного действия допускаются по их письменному заявлению без решения суда, а при отсутствии такого заявления - по решению суда.
Подобное основание для прослушивания переговоров содержится и в ч. 4 ст. 8 Федерального закона об ОРД, регламентирующей условия проведения оперативно-розыскных мероприятий. Однако там речь идет не об участниках уголовного процесса, их родственниках и близких, а о любых лицах в случае возникновения угрозы их жизни, здоровью, собственности. При этом прослушивание,, разрешается только по письменному заявлению этих лиц либо с их согласия в письменной форме на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 48 часов.
Максимальный срок контроля и записи телефонных и иных переговоров в виде следственного действия, как и при проведении ОРМ, не может превышать шести месяцев. Если необходимость в данной мере отпадет раньше, ее применение прекращается по постановлению следователя. Не допускается проведение контроля и записи переговоров в порядке ст. 186 УПК РФ после окончания предварительного следствия по уголовному делу.
Поскольку в ст. 186 УПК РФ говорится о контроле и записи «переговоров», возникает вопрос, допустимы ли в качестве следственного действия контроль и запись информации, передаваемой не посредством речи, а с помощью других способов электрической связи: телексных, факсимильных каналов передачи данных, компьютерных сетей, используемых преступниками. Ответ на него дает ч. 1 ст. 13 УПК РФ, где в перечне прав гражданина, ограничение которых в уголовном процессе допускается на основании судебного решения, наряду с тайной телефонных и иных переговоров, указана тайна почтовых, телеграфных и иных сообщении. С учетом сказанного используемый в ст. 186 УПК РФ термин «переговоры» следует понимать как сообщения, осуществляемые посредством не только речи, но и иных вышеуказанных способов передачи информации.
В ст. 186 УПК РФ детально регламентированы основания, порядок проведения следователем контроля и записи переговоров, требования к протоколу осмотра фонограммы и ее приобщения и полном объеме к уголовному делу в качестве вещественного доказательства, а также к условиям ее хранения, исключающим возможность прослушивания и тиражирования посторонними лицами и обеспечивающим ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.
При необходимости к осмотру фонограммы кроме понятых могут быть привлечены специалист, а также лица, чьи телефонные и иные переговоры записаны. С учетом важности для использования фонограммы в доказывании в ч, 7 ст. 186 УПК РФ особо оговорено, что в протоколе осмотра должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу.
Нарушение предписаний ст. 186 УПК РФ согласно ст. 75 того же Кодекса может привести к признанию фонограммы недопустимым доказательством.
Надо иметь в виду, что вещественное доказательство - фонограмма, полученная следователем в процессе контроля и записи переговоров, при расследовании подлежит и проверке и оценке по правилам гл. 11 УПК РФ с точки зрения относимости, допустимости, достоверности. Лишь с учетом этих условий она может быть включена следователем в обвинительное заключение в числе доказательств, подтверждающих событие преступления, виновность обвиняемых и другие подлежащие доказывайте обстоятельства.
Наряду с этим результаты данного следственного действия могут быть использованы в качестве основания для возбуждения нового уголовного дела, например, по факту насильственных действий в отношении потерпевшего и других лиц, уничтожения их имущества и проч., для производства дополнительных следственных действий: осмотров, обысков, допросов свидетелей и др.
Прокурорский надзор за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, связанных с прослушиванием телефонных переговоров и снятием информации с технических каналов связи, осуществляют уполномоченные прокуроры с соблюдением требований приказа Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 25 апреля 2000 г. № 56. Используя предоставленные законом права, уполномоченный прокурор должен организовать свою работу так, чтобы своевременно получать информацию о каждом случае проведения поднадзорными оперативно-розыскными подразделениями упомянутых оперативно-розыскных мероприятии и держать их вплоть до завершения под личным контролем.
Путем ознакомления с подлинными оперативно-служебными документами, опроса должностных лиц оперативно-розыскных подразделении, использования иных своих полномочий прокурор проверяет соблюдение предписании ст. 8 Федерального закона об ОРД о порядке и сроках проведения ОРМ, наличии соответствующих постановлении начальника органа, осуществляющего ОРД, судьи, уведомления суда о начатом без его согласия прослушивании и проч. В случае возбуждения уголовного дела особого внимания прокурора требует наряду с этим своевременность и полнота представления результатов ОРМ, включая подлинные фонограммы и бумажные носители записи переговоров, следователю.
Прокурорам необходимо принимать строгие меры реагирования на нарушения закона, вытекающие из сложившейся в последние годы практики ограниченного информирования следователей о результатах ОРД по находившимся в их производстве уголовным делам. При опросе в ходе специального изучения 114-ти следователей, проходивших в 2001 г. обучение в Санкт-Петербургском институте повышения квалификации прокурорско-следственных работников, выяснилось, что по общему правилу представление им результатов ОРМ, в том числе прослушивания телефонных переговоров, осуществляется без передачи подлинных документов и носителей записи -лишь в виде справок-меморандумов, к тому же далеко не по всем делам. Только четвертой части следователей представлялись постановления начальников органов, осуществляющих ОРД, о возбуждении перед судом ходатайств по поводу прослушивания телефонных переговоров и других оперативно-розыскных мероприятий, требующих решения суда, примерно трети - соответствующие постановления судей. Не случайно, по изученным в одной из межрайонных прокуратур г. Москвы 118-ти уголовным делам об умышленных убийствах, совершенных в условиях неочевидности, только в двух случаях были использованы результаты прослушивавшихся оперативно-розыскными подразделениями телефонных переговоров, - и то лишь при допросе свидетелей.
Необходимо иметь в виду, что и прокурор, и следователь вправе поручить органу дознания производство следственного действия, заключающегося в контроле и записи переговоров (ст. 186 УПК РФ). Однако при даче указаний и поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий они не могут требовать от органов, осуществляющих ОРД, проведения конкретного ОРМ, в том числе прослушивания телефонных переговоров, снятия информации с технических каналов связи. В адресованных этим органам указании прокурора и поручении следователя ставится задача, которую они должны решить силами и средствами оперативно-розыскной деятельности: установить лицо, совершившее преступление, место его нахождения и проч. Там же могут быть высказаны предложения о проведении конкретных ОРМ с обоснованием, вытекающим из материалов уголовного дела. Для органа, осуществляющего ОРД, данные предложения носят рекомендательный характер. Выбор вида оперативно-розыскных мероприятий для решения поставленной задачи по закону принадлежит им.
Актами прокурорского реагирования на нарушения закона органами, осуществляющими ОРД, при прослушивании переговоров, снятии информации с технических каналов связи и проведении других ОРМ являются:
-представление на незаконное и необоснованное постановление либо иной правовой акт;
-представление об устранении нарушений закона и их причин, о принятии мер дисциплинарного воздействия к виновным должностным лицам;
-возбуждение уголовного дела по результатам ОРМ, а при наличии достаточных оснований — уголовного дела в отношении должностных лиц органа, осуществляющего ОРД, и лиц, содействовавших проведению оперативно-розыскных мероприятий.
Надзор за исполнением требований закона при контроле и записи переговоров в порядке ст. 186 УПК РФ возлагается на прокурора, осуществляющего надзор по уголовному делу, и проводится по правилам, предусмотренным тем же Кодексом. Как и в предыдущем случае, со стороны прокурора здесь требуется постоянный контроль за законностью действий и решении соответствующего должностного лица, в данном случае следователя, с тем чтобы иметь возможность предупредить, либо своевременно выявить и устранить незаконное и необоснованное ограничение конституционного права человека и гражданина на тайну телефонных и иных переговоров, обеспечить эффективное использование результатов ОРД при производстве следственных действий и в доказывании по уголовным делам.
Нужен адвокат?
Звоните или оставьте заявку на сайте
+7 (495) 623-87-49
+7 (499) 340-13-03
+7 (916) 973-28-10
Горячая линия по уголовным делам о наркотиках
ст. 228, 228.1 УК РФ - +7 (495) 623-87-49
Услуги физическим лицам
Услуги юридическим лицам
Адвокат по уголовным делам
Адвокат по статье 228
Адвокат по статье 228.1
Стоимость услуг
г. Москва, Потаповский переулок, дом 14
ст. метро «Чистые пруды», «Китай-город»
Все права защищены© 2001-2019